Наиболее известной международной классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американского института нефти).
В данной системе классификации моторные масла маркируются двухбуквенным индексом. Первая буква означает категорию:
- к категории «S» (Service) — относятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей,
- к категории «С» (Commercial) — масла, предназначенные для дизелей автомобильного транспорта, внедорожной строительной и с/х техники.
Универсальными называют масла, которые могут применяться для смазывания бензиновых и дизельных двигателей. Второй буквой является показатель группы масла по уровню эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала латинского алфавита расположена буква, тем выше уровень эксплуатационных свойств моторного масла.
В настоящее время в категории «S» классификация API включает 10 классов масел в следующем порядке возрастания требований к их качеству (SA, SB, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL), а в категории «С» — 11 классов (CA, CB, CC, CD, CF, CF-4, CF-2, CG-4 и CH-4).
Цифры при обозначении классов масел в 2-тактных или 4-тактных дизелях соответственно. Для обозначения универсальных масел принята двойная маркировка, например, SE /CC, SG/ CD.
Если первой буквой стоит буква «С», например CF-4/ SJ, то это указывает на то, что масло ориентировано для использования в дизельных двигателях, и допускается использовать в бензиновых двигателях.
Для бензиновых двигателей |
||
Группа масел API |
ГОСТ |
Рекомендуемая область применения |
SD |
В1 |
Среднефорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях. |
SE |
Г1 |
Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях. Двигатели до 1980 года выпуска. |
SF |
Д1 |
Высокофорсированные двигатели без трубонаддува, работающие в тяжелых условиях. Двигатели до 1988 года выпуска. |
SG |
У1 |
Высокофорсированные двигатели, в том числе с трубонаддувом. |
SH |
Нет |
Перспективные высокофорсированные автомобили, в том числе с высоким трубонаддувом. |
SJ |
Нет |
Высококачественное масло, которое может применяться во всех используемых сегодня двигателях. |
SL |
Нет |
Высококачественное масло, которое может применяться во всех используемых сегодня двигателях. |
Для бензиновых двигателей |
||
Группа масел API |
ГОСТ |
Рекомендуемая область применения |
CB |
В2 |
Средне форсированные двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе. |
CC |
Г2 |
Высокофорсированные двигатели ( в том числе с умеренным наддувом ), работающие в тяжелых условиях |
CD |
Д2 |
Высокофорсированные двигатели с высоким наддува, работающие в тяжелых условиях на высокосернистом топливе. |
CE |
Е2 |
Перспективные высокофорсированные двигатели с высоким трубонаддувом, работающие в тяжелых условиях; может использоваться вместо масел классов СС и CD. |
CF-2 |
Улучшенные характеристики, используется вместо CD-|| для 2- тактных двигателей. | |
CF-4 |
Е2 |
Для высокоскоростных, 4-тактных двигателей с трубонаддувом, использоваться вместо масел класса СЕ. |
CG-4 |
Нет |
Для 4-тактных двигателей работающие в тяжелых условиях, может использоваться вместо масел CD, СЕ и СF-4/ |
CH-4 |
Нет |
Для высокоскоростных 4- тактных двигателей, разработанных в соответствии со стандартом 1998 г., на выхлопные газы. Масла СН- 4 специально созданных для использования с топливом, содержащим до 0,5 % серы. Может использоваться вместо CD, СЕ, СF-4, CG. |
Еще раз следует заметить, что в таблице дано лишь примерное соответствие масел по группам, и для окончательного решения о взаимозаменяемости масел той или иной классификации необходимы рекомендации технологов.