В большинстве развитых стран мира общепринятой служит классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE (Американским обществом автомобильных инженеров). Стандарт SAE J300 DEC 99 введен в действие с августа 2001г., и подразделяется на следующие вязкостные классы:
- летние масла — 20, 30, 40, 50, 60;
- зимние масла — 0 W, 5 W, 10 W, 15 W, 20 W, 25 W;
- всесезонное масла имеют двойное обозначение через дефис, причем первым указывается зимний ( с индексом «W», winter- зима ) класс, а вторым — летний, например SAE 5 W- 40, SAE 10 W- 30 и т.д.
При необходимости решения вопроса о взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел следует учитывать, что речь идет только об ориентировочном соответствии.
В обеих вязкостных классификациях (ГОСТ, SAE), чем меньше цифра в числителе с индексом «з» (ГОСТ) или перед буквой «W» (SAE ), тем меньше вязкость масла при низкой температуре и соответственно легче холодный пуск двигателя зимой. Чем больше цифра, стоящая в знаменателе (ГОСТ) или после дефиса (SAE), тем больше масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.
Примерное соответствие классов вязкости |
|
Класс вязкости |
|
ГОСТ |
SAE |
4з/8 |
5 W-20 |
4з/12 |
5 W-30 |
5з/12 |
10 W-30 |
5з/10 |
10 W-40 |
6з/12 |
15 W-30 |
6з/14 |
15 W-40 |
6з/10 |
15 W-50 |
8з/16 |
20 W-40 |
8з/16 |
20 W-50 |